Задвижки        05 сентября 2017        74         0

Строение клиновой задвижки и где применяется

Обязательным условием функционирования любого трубопровода является возможность перекрывать подачу транспортируемого вещества, для чего налажен выпуск разнообразных по принципу действия, материалу изготовления устройств, среди которых задвижка клиновая занимает ведущие позиции в общем объеме механизмов этой категории. Принципиальным отличием от других типов трубопроводных арматур является наличие запорного элемента, передвигающегося перпендикулярно потоку внутри устройства возвратно-поступательным методом. Клиновая задвижка обладает несомненными преимуществами относительно других видов устройств. Есть у нее и минусы, которые необходимо учитывать при выборе запорной арматуры.

Классификация клиновых задвижек

Клиновая задвижка классификация

Принцип работы запорной арматуры этой категории одинаков. В посадочные места, седла с помощью резьбовой передачи опускается клин, перекрывающий подачу жидкости. Запирающих деталей может быть две. Тогда устройство называется двухдисковым. Различают задвижки по способу подачи винта — электрический, пневматический и ручной привод. Первый механизм применяют в мощных трубопроводах, когда необходимо быстро перекрыть транспортируемую фракцию. Вручную это сделать физически тяжело и долго. В некоторых случаях провести операцию крайне затруднительно вследствие ограниченного пространства или невозможности подобраться к вентилю. К тому же электрическая подача позволяет управлять функциями трубопровода дистанционно, что облегчает обслуживание и ускоряет процесс.

Ассортимент изделий по размерам очень большой. Производители в борьбе за покупателя предоставляют максимальные возможности для выбора оптимальной по габаритам конструкции, которая идеально впишется в коммуникацию. Кроме геометрических показателей клиновая задвижка может быть выполнена из разных материалов :

  • Сталь. Наиболее прочные изделия. Особые устройства выполняются из нержавеющей стали, что значительно повышает стоимость продукции, поэтому применяется она в исключительных случаях в коммуникациях, где свойства металла принципиальны;
  • Чугун. Сначала производятся литые заготовки, затем механической обработкой доводятся нужные участки до точных геометрических параметров. Снаружи изделия красятся стойкой к коррозии краской;
  • Латунь. Способ производства аналогичен изготовлению чугунных изделий. Клиновая задвижка после механической обработки готова к установке.

Изделия из черного металла могут быть защищены специальным покрытием изнутри и антикоррозийной краской снаружи. Латунные изделия в этом не нуждаются, но сам материал менее прочен и существенно дороже, поэтому используется для производства небольших по размерам запорных механизмов. При установке важен способ крепления, поэтому изделия предлагаются в следующих исполнениях:

  • Резьбовые соединения. Используются стандарты, принятые в сантехническом направлении. Диаметры измеряются в дюймах и миллиметрах;
  • Задвижки для фиксации сваркой. Данный тип выходит из массового использования вследствие трудоемкости и сложности монтажа и ремонта;
  • Фланцевые крепления. Часто встречающийся способ фиксации. На задвижке делается посадочное место, и выполняются отверстия на корпусе для фиксации болтами. На трубопровод устанавливаются ответные фланцы;
  • Клиновая задвижка, монтирующаяся с помощью втулок. Способ, использующийся крайне редко, однако технология прижилась для изменения диаметров подводящих труб. Промышленность выпускает переходные втулки, которые делают возможным замену одной марки задвижки на другую

Большая доля продукции применяется в обычных коммуникациях для водоснабжения, отопления. На предприятиях, деятельность которых связанна с переработкой, транспортировкой, хранением жидких субстанций часто используется специальная продукция целевого назначения. Технологических цикл в некоторых случаях предполагает иные условия эксплуатации, нежели обычные стандарты бытового назначения, поэтому выделяют следующие группы специальных задвижек:

  • Для работы с вязкими веществами;
  • Задвижки, эксплуатирующиеся в агрессивных химических средах;
  • Устройства повышенной прочности и надежности для работы с жидкостью, где присутствуют твердые включения;
  • Задвижки для работы в условиях высоких температур.

На протяжении десятилетий клиновая задвижка совершенствовалась, и сегодня это изделие представляет собой продукт интеллектуальной и технологической работы многих поколений, доказывающий свою необходимость во многих сферах деятельности человека.

Преимущества клиновых задвижек

Клиновая задвижка преимущества

Популярность этой группы изделий основывается на объективных факторах. Конструкция с опускающимся клином доказала свою состоятельность и обладает следующими плюсами:

  • Изделия относительно просты в производстве;
  • Задвижки имеют небольшую длину, что облегчает врезку в уже готовую коммуникационную сеть и размещение устройств на нескольких трубах в ограниченном пространстве;
  • Изделия надежны в любых климатических и производственных условиях;
  • Клиновые задвижки не создают в трубопроводе критического гидравлического сопротивления;
  • Унифицированные изделия с широким выбором способов крепления позволяют установить или заменить задвижку в кратчайшие сроки.

Профессионалы с большим уважением относятся к этой конструкции и часто предпочитают именно клиновые задвижки изделиям с иными принципами работы.

Недостатки клиновых задвижек

Клиновая задвижка недостатки

Кроме явных преимуществ устройства имеют и некоторые минусы, которые могут стать причиной отказа от применения этого типа запорной арматуры:

  • Значительная высота задвижки, которая необходима для рабочего хода винта и запирающего элемента;
  • Большой диапазон движения клина от состояния «открыто» до состояния «закрыто». Если задвижка не оснащена электрическим приводом, то процесс управления трудоемкий и долгий;
  • Быстрая изнашиваемость уплотнителя. При работе механизм затвора испытывает значительные нагрузки, что быстро изнашивает эластичные детали устройства;
  • Заклинивание механизма. Плотная фиксация запирающего элемента в седле при отсутствии регулярного использования может привести к «примораживанию». Требуется немало усилий, чтобы сдвинуть резьбовой винт с мертвой точки.

Большинство недостатков не являются критическими, и качество современного производства успешно минимизировало эти минусы, которые на практике случаются не часто. Клиновая технология запора производительнее многих других способов устройства отключения подачи жидкостей.

Особенности монтажа и эксплуатации клиновых задвижек

Клиновая задвижка монтаж и эксплуатация

Пожалуй, самым популярным способом крепления являются фланцевые соединения. При установке необходимо убедиться в точности посадочных мест, количестве болтов, и межцентрового расстояния между отверстиями, которых может быть от 4 и более с каждой стороны. Важна технология монтажа. После укладки уплотнителя болты закручивают до сопротивления, чтобы посадочные места совпали естественным способом. Затем закручивают гайки по диагонали, соблюдая  одинаковое количество оборотов ключа на каждый болт. Замер щели не всегда оправдан, поскольку литая заготовка обрабатывается механически и плоскости заготовки могут не совпадать с проточенной или отшлифованной поверхностью.

Выполняя сварочные работы, не допускается перегрев устройства. Нельзя уменьшать длину изделия, обрезая отводы. Расстояние точно просчитано производителем и отвечает требованиям норм и правил для этой категории продукции. Особых проблем при установке задвижек с резьбовым соединением не будет. Процедура стандартная и полностью повторяет аналогичные операции по монтажу трубопровода и подключению сантехнических приборов. Втулочные соединения встречаются крайне редко, и эта технология не практически не встречается в бытовых коммуникациях. Клиновая задвижка используется для перекрытия подачи рабочей субстанции и для ее дозировки и регулировки устройства не используются ввиду малой их эффективности по этой позиции.

Регламентные работы для клиновых задвижек

Клиновая задвижка регламентные работы

Для бытового пользователя нет необходимости знать как работает клиновая задвижка. Эта категории товара принципиально не отличается от других конструкций. Специальных регламентов для задвижек бытового назначения не прописано, поскольку сделаны они по жестко обозначенным нормам, которые выполняет производитель. Ремонт или замена делается по факту выхода устройства из строя, недостатков в его работе. Иной подход практикуется в организациях обслуживающих коммуникации и подающих ресурсы в производственные и бытовые сети. Компания обязана вести журнал регистрации регламентных работ, осмотра и своевременной замены расходных материалов.

Иные требования к обслуживающим организациям вызваны повышенной ответственностью перед конечными потребителями, необходимостью поддерживать безостановочное производство. Магистральные трубопроводы находятся под контролем и защитой государства, а объекты, находящиеся в ведении соответствующих органов считаются стратегическими. При всем разнообразии выбора, в магистралях и их отводах используется клиновая задвижка для управления водоснабжения и отопления.