Задвижки        05 сентября 2017        248         0

Рассмотрим разновидности ручных задвижек

Автоматические системы управления внедряются практически во все сферы деятельности, однако, ручные задвижки на трубопроводах остаются самым востребованным видом запорной арматуры. Основными причинами становятся финансовые соображения и физическая невозможность использовать приводы, использующие дополнительную энергию. Автоматические устройства делают изделие существенно дороже, требуют квалифицированных сотрудников для обслуживания. Не все организации готовы на дополнительные расходы. В ряде случаев ручная задвижка незаменима. Автоматизированный привод требует энергии для работы. Обеспечить ее на протяжении всех магистральных трубопроводов нет возможности, поэтому простой механический привод остается единственным способом управления.

Виды ручных задвижек

Виды задвижек ручных

Осуществить технически управление запорной арматурой механизмами можно несколькими способами. Во всех используется физическая сила человека для изменения положения затвора. Конструктивно разделяют следующие подкатегории:

  • С выдвижным шпинделем;
  • Рукоятка;
  • С невыдвижным шпинделем;
  • Устройство с редуктором.

Не меняя конфигурации самой задвижки, производители предлагают изделия в нескольких модификациях. В ряде случаев есть возможность изменить способ управления. Ручная задвижка может быть переделана в устройство с электрическим, пневматическим или гидравлическим приводом. При появлении возможности автоматизировать управление это можно осуществить без демонтажа трубопровода.

Задвижка с выдвижным шпинделем

Задвижки ручные с выдвижным шпинделем

Простой, но эффективный способ управления. Рабочий вал с резьбой расположен частично внутри устройства, где с помощью подвижного элемента зафиксирован с запором. Другая часть находится снаружи и оборудована маховиком. Резьбовой проход расположен в крышке устройства. В процессе вращения шпинделя запорный элемент либо перекрывает поток рабочей среды, либо запирает трубопровод. Используется принцип рычага. Чем больше диаметр маховика, тем легче ручные задвижки вращаются. Впрочем, размер управляющего элемента привода ограничен стандартами и не может превышать указанных габаритов.

Простота конструкции очевидна, но, не смотря на это ручные задвижки самого высокого класса герметичности, надежности оснащаются этим механизмом. Производители прекрасно понимают, что не во всех ответственных местах трубопровода есть возможность использовать дополнительную энергию для функционирования автоматики. Опыт показал, что ручные задвижки не подведут в самых сложных климатических условиях.

Задвижка с невыдвижным шпинделем

Задвижки ручные с невыдвижным шпинделем

Устройства, где механизм подачи находится внутри конструкции, необходимы в условиях, когда на шпиндель могут быть оказаны значительные физические воздействия. Необходимость защитить механизм подачи возникает во многих случаях:

  • Суровые климатические условия. Недопустимо, когда задвижки важных трубопроводов имеют риски промерзания, перегрева. Необходимо защитить шпиндель от попадания грунта, песчинок и грязи;
  • Если задвижки установлены на производстве, где используются агрессивные среды. Специальные покрытия изнутри и корпус для предохранения органов управления чрезвычайно эффективны в этих случаях;
  • Когда трубопроводы монтируются в условиях производства с повышенным риском физического воздействия. В частности в горнодобывающей отрасли и при буровых работах;
  • В условиях ограниченного пространства. Задвижки с невыдвижным шпинделем имеют стабильные габариты, неизменяемые в крайних положениях запорного элемента. Как правило, эти устройства проектируются таким образом, чтобы вертикальный размер был минимальным.

Устанавливают ручные задвижки с невыдвижным шпинделем не только на производствах, связанных с повышенным риском повреждений. Инженерные коммуникации общего назначения также часто оборудуются подобными устройствами. Предпочтение такой конструкции отдается в случаях, когда запорная арматура расположена на открытом пространстве, подвергаясь действию осадков, мороза, солнца.

Дополнительные ручные механизмы для управления задвижками

Задвижки ручные и дополнительные механизмы

Маховик не является единственным способом управления. Устройства могут оснащаться и другими механизмами. Для облегчения работы устанавливаются редукторы. Особенно актуально это становится при эксплуатации трубопроводов большого диаметра. Усилий человека бывает недостаточно для вращения шпинделя такого устройства. Трудоемкость процесса значительно снижается. Обычно на ручные задвижки ставятся редукторы с передаточным числом от 4 до 10. Соответственно кратно уменьшается и усилие для вращения шпинделя.

В некоторых случаях целесообразно использовать рукоятку. Ручные задвижки такой конфигурации встречаются не часто, но иногда они необходимы при невозможности полноценного доступа к устройству. Чаще всего для этих целей применяются шаровые задвижки, однако они дороги и не всегда оправданны с технологической стороны. Отдельные модели могут оборудоваться рукояткой с анкерным, цепным или часовым механизмом. Так называемая «трещотка», когда движение в одну сторону выполняет рабочий цикл, а в обратную холостой.