Задвижки        05 сентября 2017        143         0

Что такое задвижка и ее разновидности

Функционирование трубопроводов невозможно без запорных устройств, необходимых для отсечения рабочей субстанции. Возможность проведения регламентных, ремонтных работ, подачи жидкости, газа на строго определенный срок обеспечивает задвижка, которая выбирается по определенным правилам и нормам. Определены они законодательно, регламентируются отраслевыми стандартами. Монтаж и эксплуатация оборудования находятся под контролем надзорных служб. Принцип работы устройства основывается на возможности быстро и качественно перекрыть движение в трубопроводе. Эту задачу можно выполнить несколькими технологическим способами, реализованными в устройствах, представленных сегодня на рынке.

Что такое задвижка и чем она отличается от других видов запорной арматуры

Задвижка

Это устройство можно встретить на магистралях инженерных сетей, в подвалах жилых домов, в котельных и многих предприятиях, чья деятельность связана с работой жидких субстанций и газов. Принципиальным отличием принято считать технологию запора. Рабочий элемент задвижки перемещается перпендикулярно направлению движения жидкостей или газа. Гидравлическое сопротивление при этом минимально, не наблюдается искажение потока. По этой причине задвижка по праву считается оптимальным механизмом для монтажа внутри трубопроводов любого назначения.

Другие виды запорной арматуры основаны на иных принципах. Например, краны являются конечным устройством и выполнены с учетом соблюдения необходимых для пользователя качеств, где важна точность дозировки потока и удобство в эксплуатации. Дисковые затворы (заслонки) в отличие от задвижек имеют поворотный элемент на перпендикулярной направлению движения оси. При такой конфигурации трудно получить устройство, надежно работающее при значительных давлениях в магистрали. Вентили имеют запорный клапан, для устройства которого необходимо изменять направление потока жидкости на 90°. Это увеличивает гидравлическое сопротивление. Задвижка полностью лишена этих недостатков. Геометрия коммуникации не меняется. Запорный элемент при необходимости перемещается в нужное положение, открывая или прекращая подачу транспортируемого вещества.

Виды задвижек и их конструктивные особенности

Задвижка и ее конструктивные особенности

Выбор устройств регламентирован отраслевыми стандартами и допускает лишь небольшие изменения при монтаже трубопроводов. Критерием выбора оборудования становятся:

  • Эксплуатационные характеристики. Определены они в проектных документах, где указываются случаи, когда задвижка одной марки может быть заменена другой конструкцией;
  • Цена. Сегодня это важный фактор и производители предоставляют определенный диапазон стоимости для оптимального выбора, однако задвижка является ключевым элементом трубопровода и экономия на этом устройстве не должна сказываться на качествах коммуникационной сети;
  • Материал. Большинство продукции этого сегмента рассчитано на стандартные показатели магистралей, и не всегда принципиально в этих случаях отдавать предпочтение той или иной марке. Но при монтаже специальных трасс задвижка ставиться исключительно указанной модели. Буровые коммуникации, промышленные сети, магистрали для перекачки нефтепродуктов, химических соединений должны оборудоваться устройствами устойчивыми к агрессивному внешнему воздействию и сделанными из рекомендованных материалов, чаще всего это нержавеющая сталь, бронза, латунь;
  • Размеры. При монтаже некоторых сетей этому аспекту уделяется особое внимание. Установку запорного оборудования иногда приходится делать в условиях ограниченного пространства, в коробах, колодцах, где задвижка должна иметь строго оговоренные габариты. Актуальна эта задача и при ремонтных работах. Замена не потребует изменения конфигурации трубопровода.

Требования, предъявляемые к трубопроводу, исходя из его назначения, условий эксплуатации и качеств переносимой среды являются основанием для выбора конструкции. Задвижка может быть сделана в следующих исполнениях:

  • Клиновая. Широкий ассортимент изделий с различными качествами, габаритами. Наиболее широко используемая конфигурация оборудования. Запор и седла клиновидной формы, что повышает эффективность оборудования;
  • Параллельная. В данной модели запорный элемент не клиновидный как в предыдущем случае, а имеет одинаковую толщину;
  • Шиберная. Надежная задвижка при работе с жидкостями, имеющими твердые частицы. Запорный элемент часто выполнен в виде ножа. Используется как в обычных бытовых сетях, так и в коммуникациях промышленного назначения, например в нефтегазовой отрасли;
  • Шаровая. Конфигурация позволяет регулировать поток. Такая задвижка отличается надежностью, удобством в случаях, когда необходимо часто перекрывать поток, дозировать его подачу;
  • Шланговая. Рабочая камера состоит из эластичного элемента и механизма, пережимающего его. Широко применяется в трубопроводах при доставке сред посторонними включениями, неоднородной структуры.

Маркировка запорной арматуры

Маркировка запорной арматуры

Вся продукция для монтажа трубопроводов относится к категории повышенной важности и сопровождается сопроводительными документами. Кроме того, на видимой части изделий наносится маркировка с указанием необходимого количества данных технического характера. Законодательством утвержден минимум информации, необходимой для первичной идентификации товара. Задвижка снабжается шильдиком, на котором указывается:

  • Товарный знак, логотип изготовителя и его название. Некоторые производители дублируют эту информацию на самом изделии, выполняя эту операцию в процессе литья или штамповки;
  • Материал изготовления;
  • Рабочее давление (вакуум);
  • Материал уплотнительных элементов;
  • Температурный диапазон эксплуатации;
  • Стрелку, указывающую направление потока;
  • Диаметр прохода;

Изделию присваивается аббревиатура из набора цифр и букв, где также обозначаются основные характеристики. Например, задвижка клиновая 30с41нж-ДУ80 показывает тип изделия. Первая цифра означает код продукции. Задвижка может иметь значение 30 либо 31. Следующая маленькая буква указывает на материал корпуса. В данном случае «с» расшифровывается как сталь. Если стоит буква «ч», то изделие выполнено из чугуна, «нж» обозначает нержавейку, а «б» бронзу. Затем указывается заводской шифр, в рассматриваемом примере задвижка имеет цифру 41. Затем расшифровывается материал уплотнительного элемента. «нж» — нержавейка. После дефиса идет указание проходного отверстия ДУ. Значит, задвижка имеет внутренний диаметр 80 мм.

Импортные изделия маркируются несколько иначе. Важнейший показатель диаметр прохода ставится впереди. Вместо ДУ пишется DN. Международного стандарта в маркировке задвижек нет, поэтому данные зарубежных производителей уточняют у поставщика, который обязан иметь сертификат с полным перечнем эксплуатационных характеристик продукции. Обращать внимание при покупке следует не только на технические параметры, но и на габариты изделия, которые в некоторых случаях важны. Предварительную оценку арматуры можно сделать по цвету, в который окрашена задвижка:

  • Чугун. Задвижка окрашена в черный цвет;
  • Сталь углеродистая. Цвет окраски серый;
  • Сталь стойкая к коррозии. Маркируется голубым цветом;
  • Легированная сталь. Высокопрочная задвижка из этого материала окрашивается в синий.

Изделия из сплавов цветных металлов не окрашиваются, также как и композитные и полимерные материалы. Нержавеющую сталь, если задвижка выполнена из нее, допускается оставлять без защитного покрытия. Современные технологии позволяют обрабатывать покрытие новыми методами, о чем покупателя информирует производитель. Однако доля изделий с цветовой маркировкой значительна, и определить, из какого материала сделана задвижка легко по внешнему виду.

Технологии изготовления задвижек

Задвижка технология изготовления

Получение качественной продукции с заданными качествами определяет способ производства. Технологическая цепочка включает в себя ряд операций, который придает нужные свойства, которыми должна обладать задвижка. Выделяют следующие методы изготовления:

  • Литье. Самая популярная технология изготовления. Задвижка имеет цельный, однородный корпус и оптимальные эксплуатационные показатели:
  • Ковка и штамповка. Цельный корпус эти методом выполнить невозможно, поэтому технологию применяют в случаях изготовления разборного изделия. Например, шаровая задвижка сделана из двух половинок. Экономически это оправданно в этом случае;
  • Сварка. Применяется для выпуска штучных изделий или малых партий, когда нецелесообразно делать дорогостоящую оснастку для массового производства. При изготовлении корпуса таким способом важнейшее значение имеет квалификация мастера и организация технологического процесса с учетом изменений, происходящих в металле под действием высоких температур. Сварная задвижка в основном делается на заказ;
  • Комбинированный метод. Задвижка, имеющая сложную конфигурацию и отвечающая нестандартным требованиям, может выпускаться с применением нескольких способов. Отдельные детали конструкции могут быть выполнены вышеперечисленными методами и собраны затем в единое изделие.

Современное производство использует все достижения технологической мысли для достижения максимального результата. Особое внимание уделяется рабочей камере. Задвижка может быть оснащена обрезиненным запорным элементом, в случае если это клин. Шиберные варианты снабжаются металлическими сильфоновыми уплотнителями. Внутренняя  поверхность обрабатывается эпоксидными или композитными составами. Применяется гальванические  методы, вакуумное напыление и некоторые другие способы, чтобы задвижка прослужила дольше, а пользоваться ей было удобнее.

Современные коммуникации характеризуются высоким уровнем автоматизации. Основным способом управления остается пока механический метод, когда задвижка вручную приводится в нужное положение. Однако все чаще можно встретить продукцию, оснащенную электрической подачей, гидравликой или пневматикой. Современные сети стараются насытить электронными системами контроля и управления. Это снижает трудоемкость обслуживания, сокращает штат обслуживающей организации, а сам процесс становится быстрее и производительнее.